В мае 2019 года Верховный суд рассмотрел дело о процессуальном правопреемстве в реестре требований кредиторов (Определение ВС РФ №306-ЭС18-26294 от 08.05.2019).
В мае 2019 года Верховный суд рассмотрел дело о процессуальном правопреемстве в реестре требований кредиторов (Определение ВС РФ №306-ЭС18-26294 от 08.05.2019).
В деле о банкротстве муниципального унитарного предприятия администрация района попросила суд заменить во второй очереди реестра требования более 50 работников должника на администрацию как правопреемника.
Администрация ранее заключила с этими работниками договоры цессии. Согласно их условиям, требования работников к должнику о выдаче зарплаты оплачивались администрацией в фактическом размере, а администрация получала право требования к должнику на эту же сумму.
В первой инстанции требования администрации удовлетворили, поскольку испрошенное действие не изменит объем требований к должнику, не нарушит права должника и кредиторов, не даст администрации статус конкурсного кредитора.
Однако в апелляционной и кассационной инстанциях отменили этот судебный акт. Здесь посчитали, что администрация – учредитель и собственник активов должника, а значит, тот субъект, который отвечает перед работниками должника. Выплатив работникам заработную плату за должника, администрация всего лишь устранила неблагоприятные результаты управления должником. А это не должно повлечь процессуальную замену.
В апелляции также указали, что уплатив работникам зарплату, администрация по факту выступила займодавцем для должника, и данные требования стали носить корпоративный характер.
Верховный суд оставил в силе решение суда первой инстанции по следующим причинам:
с момента включения требований работников в реестр они теряют качества тесно связанных с личностью, а потому могут быть уступлены по договору цессии;
запрет такой процедуры лишил бы смысла желание собственника расплатиться с работниками в условиях, когда должник неплатежеспособен;
процессуальная замена не изменит объем прав, а также - степень контроля со стороны администрации. Требования кредиторов второй очереди не дают права голоса на собрании кредиторов;
ст. 7 Закона №161-ФЗ от 14.11.2002 года предусматривает возможность возложения субсидиарной ответственности на собственника имущества ГУП или МУП. Признание невозможным правопреемства судами в апелляционной и кассационной инстанциях с указанной ими мотивировкой – это фактически предрешение дела по привлечению администрации к субсидиарной ответственности.
Оставьте свой комментарий