Перейти на Форум СМИ Rusbankrot.ru Гарант сделок / Медиация 10000+
Общественная приемная
Уплатить членские взносы
Пояснительная записка к предлагаемым изменениям в ФЗ о Банкротстве

Пояснительная записка к предлагаемым изменениям в ФЗ о Банкротстве

13.12.2020
Пояснительная записка  к предлагаемым изменениям в ФЗ о Банкротстве

Девиз изменений: в результате банкротства контрагентов не должен страдать добросовестный бизнес. Лица, ведущие недобросовестный бизнес, должны эффективнее привлекаться к ответственности, к субсидиарной и уголовной.

Автор: Владимир Кузнецов: вице-президент Ассоциации юристов по регистрации, ликвидации, банкротству и судебному представительству, руководитель рабочей группы Деловой России по совершенствованию процедур банкротства. 
Презентация предлагаемых поправок будет опубликована 14.12.2020. 

Часть I. Основные проблемы и противоречия действующего законодательства в сфере банкротства и Предлагаемые решения обозначенных проблем.

1. Низкий процент удовлетворения требований кредиторов.
В 2018 году 5.2%, а в 2019 году 4.7%. 67% компаний, признанных банкротами, не выплачивают кредиторам по итогам банкротства ничего. 8% выплачивают от 100 000 до 1 млн руб., еще 8% – от 1 до 5 млн руб., 6% – от 5 до 10 млн руб., 6% – от 10 до 50 млн руб., 2% – более 50 млн руб. Стоимость имущества равна нулю у 37 % должников.

 2. Длительность процедуры.
Есть те, действия, которые можно существенно сократить по времени. В частности, необходимо организовать оперативное получение сведений об имуществе должника путем межведомственного обмена электронными документами, а также заменить три неработающие процедуры: наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление единственной процедурой - санацией с обязательным представлением плана санации в течение 45 дней и назначением стороннего санатора. При отсутствии плана в оговоренные сроки - обязательное введение конкурсного производства.
Судебное заседание по продлению санации или введении конкурсного производства назначается сразу при введении санации по решению участников. Торги по имуществу, имеющемуся к конкурсной массе, должны начинаться в срок не позже 2 месяцев с момента введения конкурсного производства. Торги должны иметь возможность, как понижения, так и повышения цены. 

 3. Ликвидационная направленность.
На текущий момент все действия сторон в процедуре банкротства направлены на продажу всех активов должника, оспаривание всех сделок без учета их реальности и рыночности условий, а также привлечение к субсидиарной ответственности КДЛ. Возможность восстановления бизнеса чаще всего даже не рассматривается в качестве сценария, при этом ликвидационную стратегию продвигают именно государственные органы, пытаясь таким образом решить свои узковедомственные задачи по взысканию налогов и сборов с бизнеса. В случае, когда единственным или одним из крупнейших кредиторов является государственный орган необходимо предусмотреть обязательную процедуру медиации для целей недопущения разрушения бизнеса и потери рабочих мест.


 4. Непрозрачность и коррупция при организации торгов.
Действующая система организации торгов дает предпосылки для большого количества нарушений:

1. Информирование о проведении торгов, корректность раскрытия информации о торгах, составе и цене продаваемого имущества:
1.1. недостаточное раскрытие информации об имуществе, выставляемом на торги;
1.2. проведение некорректной оценки имущества, выставляемого на торги.

2. Допуск к участию в торгах заинтересованных лиц, включая вопросы исчисления и внесения задатка:
2.1. размещение организатором торгов информации об участии в торгах в некорректной форме или в форме, препятствующей нормальному восприятию лицами, предполагающими принять участие в торгах; несообщение (замалчивание) об ошибках в документах, поданных для участия в торгах;
2.2. определение размера задатка;
2.3. создание препятствий в уплате задатка, в том числе неверное указание реквизитов.

3. Корректность оценки реализуемого имущества, группировка имущества, формирование лотов:
3.1. дробление и укрупнение лотов;
3.2. оценка реализуемых корпоративных прав, включающих оценку компаний;
3.3. определение оценщика и принятие результатов оценки имущества;
3.4. продажа акций при замещении активов с последующим переоформлением прав, вытекающих из лицензии.

4. Продажа заложенного имущества:
4.1. разрешение разногласий в судебном порядке, в том числе по определению начальной цены;
4.2. реализация возможности оставления имущества за собой; объединение в одном лоте заложенного и незаложенного имущества.

5. Различные способы манипулирования торгами:
5.1. аффилированность организатора торгов с оператором электронной площадки;
5.2, аффилированность организатора торгов с победителем в торгах; совершение большого количества предложений по цене для манипулирования ценой;
5.3. техническое воспрепятствование (множественность заявок).

Для проведения торгов с существенным уменьшением количества коррупционных нарушений необходимо для оценки привлекать оценщика, выбранного случайным образом на основании заявки от организатора торгов, в СРО оценщиков.  

 5. Зарегулированность действий арбитражного управляющего, при этом отсутствие у управляющего реальных полномочий в сфере сохранения имущества должника и недопущения незаконного использования и утраты этого имущества.
Необходимо гарантировать возможность быстрого наложения запрета на оборот и иное использование активов должника, если этот оборот или использование не были разрешены управляющим (в частности, сейчас управляющий не имеет реальной возможности заблокировать возможность использования(без отчуждения) автотранспорта должника, а банки иногда открывают новые счета для вывода денежных средств должника). При этом даже при достижении мирового соглашения должника со всеми кредиторами, любое третье лицо, даже не являющееся стороной процесса, вправе по формальным основаниям жаловаться на управляющего, вплоть до отстранения. Необходимо ограничить круг таких лиц. При выявлении нарушений в действиях управляющего не должно быть формального подхода, и не должно быть снятия со всех процедур, а только с той, где об этом проголосует общее собрание кредиторов, либо суд вынесет соответствующее решение, признав нарушение - существенно нарушающим права кредиторов . При этом, снятие с процедуры по инициативе кредиторов должно сопровождаться обязательной компенсацией затрат, понесенных управляющим на страховку, в составе текущих платежей.

6. Исчерпание ресурса действующих саморегулируемых организаций в сфере банкротства, как механизма, влияющего на независимость и профессиональность арбитражных управляющих.
Сегодня саморегулируемые организации арбитражных управляющих выгодны только лицам из состава руководства этих сро.
6.1. Во-первых, существует реальный нелегальный коррупционный бизнес по аккредитации компаний при СРО, как правило, при каждой СРО заводятся 1-3 организации, которые могут привлекаться управляющими в процедурах. Для остальных вход закрыт по формальным признакам.
6.2. Во-вторых, при заключении договоров на сотрудничество между крупными заказчиками и СРО, данные заказчики оказывают реальное давление на управляющих через руководство СРО. При несогласии управляющего выполнять волю заказчика, вопреки необходимости соблюдения баланса интересов должника и кредиторов, руководство СРО оказывает давление вплоть до исключения такого управляющего из СРО.
6.3. Противоречие интересов арбитражных управляющих и СРО. Управляющие заинтересованы в неувеличении количества членов СРО, максимальном опыте и квалификации управляющих в своей СРО, для целей увеличения вероятности задействования в процедурах от данной СРО и для целей минимизации случаев выплат из комп фонда. СРО заинтересована в максимальном увеличении количества членов для увеличения количества плательщиков текущих взносов, из которых идет оплата руководству СРО. СРО не заинтересована в качестве образования управляющих, но заинтересована продать им повышение квалификации.

7. Устаревшие требования к квалификации управляющих.
Низкая правовая и экономическая грамотность большого количества действующих управляющих, при одновременном отсутствии механизмов социальных гарантий и защиты от неправомерных действий третьих лиц, дает высокие риски попадания в профессию управляющих лиц, с изначально противоправными намерениями и коррупционной логикой мышления. Мало кто из действующих управляющих знает как восстанавливать организацию и управлять действующим бизнесом. Необходимо существенно изменить качество и глубину изучения аспектов юриспруденции, экономики и менеджмента. Данные курсы дополнительного профессионального образования должны преподаваться при ведущих вузах страны с привлечением не только теоретиков, но и реальных практиков с большим опытом проведения процедур банкротства. В настоящее время арбитражный управляющий должен хорошо понимать макро и микро экономику, бухгалтерский учет, основы аудита, оценки, экспертизы, и обязательно отличное знание уголовного кодекса , в части Раздел VIII. Преступления в сфере экономики. Должны выставляться по результатам обучения реальные оценки, а не фраза «зачет»/«не зачет», и к участию в качестве управляющего должны привлекаться лишь те, у кого по результатам экзаменов средний бал будет выше 4,5. Остальные - на повторное обучение.

 8. Отсутствие реальных рисков привлечения недобросовестного должника к уголовной ответственности.
Необходимо усилить работу по привлечению КДЛ к ст 195 Неправомерные действия при банкротстве.

1. Сокрытие имущества, имущественных прав или имущественных обязанностей, сведений об имуществе, о его размере, местонахождении либо иной информации об имуществе, имущественных правах или имущественных обязанностях, передача имущества во владение иным лицам, отчуждение или уничтожение имущества должника — юридического лица, гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, а равно сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих экономическую деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя, если эти действия совершены при наличии признаков банкротства и причинили крупный ущерб, за исключением случаев, предусмотренных частями четвертой и пятой статьи 170.1 и статьей 172.1 настоящего Кодекса.

2. Неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов за счет имущества должника — юридического лица руководителем юридического лица или его учредителем (участником) либо гражданином, в том числе индивидуальным предпринимателем, заведомо в ущерб другим кредиторам, если это действие совершено при наличии признаков банкротства и причинило крупный ущерб. 

3. Незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего либо временной администрации кредитной или иной финансовой организации, в том числе уклонение или отказ от передачи арбитражному управляющему либо временной администрации кредитной или иной финансовой организации документов, необходимых для исполнения возложенных на них обязанностей, или имущества, принадлежащего юридическому лицу, в том числе кредитной или иной финансовой организации, в случаях, если функции руководителя юридического лица, в том числе кредитной или иной финансовой организации, возложены соответственно на арбитражного управляющего, руководителя временной администрации кредитной или иной финансовой организации, а равно и в случае, если в отношении гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, введена процедура, применяемая в деле о банкротстве, при условии, что эти действия (бездействие) причинили крупный ущерб ст 196 Преднамеренное банкротство. Преднамеренное банкротство, то есть совершение руководителем или учредителем (участником) юридического лица либо гражданином, в том числе индивидуальным предпринимателем, действий (бездействия), заведомо влекущих неспособность юридического лица или гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если эти действия (бездействие) причинили крупный ущерб

Часть II. Предлагаемые этапы и сроки реализации выше обозначенных решений.


1. Предлагается ничего не менять в законодательстве о несостоятельности в конце 2020 - начале 2021 года. Быстро принятые , сырые и непроработанные поправки в законы могут привести к коллапсу .

2. С начала 2021 обеспечить функционирование расширенной рабочей группы, не прикрывать кулуарное продвижение законопроектов об изменении законодательства поручениями Президента РФ, а обеспечить прозрачное обсуждение с участием достаточного количества представителей крупнейших бизнес объединений, иных заинтересованных бизнес сообществ и с привлечением практикующих арбитражных управляющих, а также представителей Росреестра и ФНС России.

3. При наличии однозначно сформированной модели - внести в ГД и принять поправки для целей вступления с 01 января 2022 года.

1117 1

Оставьте свой комментарий
*Имя *e-mail
 
Защита от автоматического заполнения
CAPTCHA
обновить изображение
Введите слово с картинки*:
1 комментарий свернуть все