Правительство России предлагает в 2021 году заменить закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» на закон «О государственном и муниципальном контроле».
Есть ли в этом угрожающий механизмам защиты прав посыл? Или название закона сделали проще и техничнее? Давайте разберемся.
В мае текущего года на regulation.gov.ru начали обсуждать законопроект о контроле, осуществляемом публичной властью (ID – 02/04/05-19/00091298). В результате публичных обсуждений было получено 150 предложений, авторы инициативы при доработке проекта учли их частично.
Непосредственным разработчиком документа выступило Минэкономразвития России. В пояснении к проекту указали, что нужно уделить внимание не только защите прав, но и закреплению способов организации контроля. И делается это как для установления властных полномочий, так и ради снижения административного давления на бизнес.
В Госдуму проект федерального закона «О государственном и муниципальном контроле» внесло Правительство России 3 декабря 2019 года (№850621-7).
Объемный документ на 257 страницах с приложениями состоит из 6 разделов. Это: основные положения, организация контроля, участники контроля, профилактика рисков вреда и оценка соответствия требованиям, контрольно-надзорное производство, заключительные и переходные положения. Приложения к закону содержат перечни видов регионального и муниципального контроля со стороны публичной власти.
В случае принятия закона потребуется отменить полностью или частично 77 федеральных законов, а внести поправки - в 82 федеральных закона. Изменится и большой пласт подзаконных актов, принятых Правительством России или федеральными органами исполнительной власти.
Польза в цифрах
Авторы проекта отмечают, что его введение не потребует существенных расходов, зато польза от него – ощутимая.
Подсчитано, что излишнее административное давление приносит бизнесу ущерб примерно в 2-5% ВВП.
В то же время, недостаточно развитый госконтроль приводит к общим потерям населения в год в количестве около 100 000 человек. Материальный ущерб по таким причинам может достигать сотен миллиардов рублей.
Внедрение предложенного проекта направлено на снижение административного давления, уменьшение количества погибших и пострадавших, минимизацию материальных расходов.
Как указывают авторы инициативы, новый закон позволит ввести меры по предупреждению нарушений, восполнит законодательные пробелы и сместит фокус контролирующих лиц с проверок, которые тяжелы как для власти, так и для бизнеса.
Предлагаем для ознакомления некоторые опорные положения законопроекта - в кратком переложении.
Категории риска (ущерба), которые в ходе контроля присвоят бизнесу (ст. 30): чрезвычайно высокий; высокий; значительный; средний; умеренный; низкий.
Хозяйствующий субъект вправе:
· присутствовать при контрольном мероприятии;
· получать предусмотренную законом информацию;
· получать информацию об основаниях для проведения проверки;
· знакомиться с результатами мероприятий;
· обжаловать действие или бездействие должностных лиц;
· привлекать бизнес-омбудсмена к участию в проверках.
Предложены следующие меры для предупреждения нарушений:
· информирование;
· обобщение практики;
· создание методичек по соблюдению требований;
· поддержка добросовестности;
· объявление хозяйствующему субъекту предостережения;
· консультации;
· сопровождение в отношении превентивных мер;
· самостоятельная оценка хозяйствующего субъекта;
· профилактический визит;
· другие превентивные мероприятия.
Всего закон называет 4 причины для старта контрольно-надзорных мероприятий, перечень закрытый:
· наличие информации с индикатором риска причинения вреда;
· наступление сроков плановых контрольно-надзорных мероприятий;
· поручение Президента России, Правительства России;
· требование прокурора в связи с поступившими в прокуратуру сведениями.
К видам контрольно-надзорных мероприятий закон относит (ст. 80): выездное обследование; контрольную закупку; мониторинговую закупку; выборочный контроль; инспекционный визит; рейд; документарную проверку; выездную проверку.
Для осуществления каждого из мероприятий предусмотрен отдельный набор действий. Перечислим их все: осмотр, досмотр, опрос, истребование письменных объяснений, документов, отбор проб или образцов, инструментальное обследование, испытание, экспертиза, эксперимент.
Предусмотрены специальные режимы государственного контроля (ст. 134, 135): мониторинг (постоянный); постоянный государственный контроль (надзор).
При отсутствии нарушений производство по делу прекращается. При этом могут быть выданы рекомендации, проведены профилактические мероприятия.
При выявлении нарушений контролирующее лицо совершает следующее:
· выдает предписание об устранении обнаруженных нарушений, указывая для этого конкретные сроки или мероприятия;
· принимает меры, не допуская причинения вреда либо прекращая его;
· обнаружив признаки административного правонарушения или уголовного преступления, сообщает об этом в госорган по подведомственности;
· контролирует устранение нарушений, проведение профилактических мероприятий. Принимает меры по привлечению лиц к ответственности;
· дает рекомендации по превентивным мерам.
Это возможно в случае грубого нарушения, такого, как:
· отсутствие оснований для контрольно-надзорных мероприятий;
· отсутствие согласования от прокуратуры, если оно было обязательным;
· неуведомление, если уведомление было обязательным;
· нарушение периодичности плана контрольно-надзорных мероприятий;
· осуществление мероприятия, не включенного в план;
· принятие решения с оценкой, основанного на положениях нормативных актов, которые необязательны;
· привлечение к осуществлению контрольно-надзорных мероприятий лиц, участие которых невозможно в соответствии с законом;
· нарушение сроков и периода проведения мероприятия;
· совершение действий, не предусмотренных законом для конкретного мероприятия;
· непредоставление контролируемому субъекту документа с итогами контрольно-надзорного мероприятия, если такое предоставление закреплено в законе.
Оставьте свой комментарий