Љоронавирус новости
Перейти на Форум СМИ Rusbankrot.ru Гарант сделок 10000+
Общественная приемная
Защиту прав бизнеса поменяют на контроль и надзор?

Защиту прав бизнеса поменяют на контроль и надзор?

05.12.2019
Защиту прав бизнеса поменяют на контроль и надзор?

Правительство России предлагает в 2021 году заменить закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» на закон «О государственном и муниципальном контроле».

Есть ли в этом угрожающий механизмам защиты прав посыл? Или название закона сделали проще и техничнее? Давайте разберемся.

Общественные обсуждения

В мае текущего года на regulation.gov.ru начали обсуждать законопроект о контроле, осуществляемом публичной властью (ID – 02/04/05-19/00091298). В результате публичных обсуждений было получено 150 предложений, авторы инициативы при доработке проекта учли их частично.

Непосредственным разработчиком документа выступило Минэкономразвития России. В пояснении к проекту указали, что нужно уделить внимание не только защите прав, но и закреплению способов организации контроля. И делается это как для установления властных полномочий, так и ради снижения административного давления на бизнес.    

Реализация законодательного механизма 

В Госдуму проект федерального закона «О государственном и муниципальном контроле» внесло Правительство России 3 декабря 2019 года (№850621-7). 

Объемный документ на 257 страницах с приложениями состоит из 6 разделов. Это: основные положения, организация контроля, участники контроля, профилактика рисков вреда и оценка соответствия требованиям, контрольно-надзорное производство, заключительные и переходные положения. Приложения к закону содержат перечни видов регионального и муниципального контроля со стороны публичной власти.

В случае принятия закона потребуется отменить полностью или частично 77 федеральных законов, а внести поправки - в 82 федеральных закона. Изменится и большой пласт подзаконных актов, принятых Правительством России или федеральными органами исполнительной власти.

Польза в цифрах

Авторы проекта отмечают, что его введение не потребует существенных расходов, зато польза от него – ощутимая.

Подсчитано, что излишнее административное давление приносит бизнесу ущерб примерно в 2-5% ВВП. 

В то же время, недостаточно развитый госконтроль приводит к общим потерям населения в год в количестве около 100 000 человек. Материальный ущерб по таким причинам может достигать сотен миллиардов рублей.

Внедрение предложенного проекта направлено на снижение административного давления, уменьшение количества погибших и пострадавших, минимизацию материальных расходов.

Коротко о главном

Как указывают авторы инициативы, новый закон позволит ввести меры по предупреждению нарушений, восполнит законодательные пробелы и сместит фокус контролирующих лиц с проверок, которые тяжелы как для власти, так и для бизнеса.

Предлагаем для ознакомления некоторые опорные положения законопроекта - в кратком переложении. 

Категории риска (ущерба), которые в ходе контроля присвоят бизнесу (ст. 30): чрезвычайно высокий; высокий; значительный; средний; умеренный; низкий.

Гарантии для контролируемых лиц (ст. 45)

Хозяйствующий субъект вправе:

·      присутствовать при контрольном мероприятии;

·      получать предусмотренную законом информацию;

·      получать информацию об основаниях для проведения проверки;

·      знакомиться с результатами мероприятий;

·      обжаловать действие или бездействие должностных лиц;

·      привлекать бизнес-омбудсмена к участию в проверках.

Превентивные меры (ст. 56)

Предложены следующие меры для предупреждения нарушений:

·      информирование;

·      обобщение практики;

·      создание методичек по соблюдению требований;

·      поддержка добросовестности;

·      объявление хозяйствующему субъекту предостережения;

·      консультации;

·      сопровождение в отношении превентивных мер;

·      самостоятельная оценка хозяйствующего субъекта;

·      профилактический визит;

·      другие превентивные мероприятия.

Основания для начала контрольно-надзорного производства (ст. 75)

Всего закон называет 4 причины для старта контрольно-надзорных мероприятий, перечень закрытый:

·      наличие информации с индикатором риска причинения вреда;

·      наступление сроков плановых контрольно-надзорных мероприятий;

·      поручение Президента России, Правительства России;

·      требование прокурора в связи с поступившими в прокуратуру сведениями.

Чем контролирующие органы будут заниматься? 

К видам контрольно-надзорных мероприятий закон относит (ст. 80): выездное обследование; контрольную закупку; мониторинговую закупку; выборочный контроль; инспекционный визит; рейд; документарную проверку; выездную проверку.

Для осуществления каждого из мероприятий предусмотрен отдельный набор действий. Перечислим их все: осмотр, досмотр, опрос, истребование письменных объяснений, документов, отбор проб или образцов, инструментальное обследование, испытание, экспертиза, эксперимент.

Предусмотрены специальные режимы государственного контроля (ст. 134, 135): мониторинг (постоянный); постоянный государственный контроль (надзор).

Решения по результатам контрольно-надзорных мероприятий (ст. 127)

При отсутствии нарушений производство по делу прекращается. При этом могут быть выданы рекомендации, проведены профилактические мероприятия.

При выявлении нарушений контролирующее лицо совершает следующее:

·      выдает предписание об устранении обнаруженных нарушений, указывая для этого конкретные сроки или мероприятия;

·      принимает меры, не допуская причинения вреда либо прекращая его;

·      обнаружив признаки административного правонарушения или уголовного преступления, сообщает об этом в госорган по подведомственности;

·      контролирует устранение нарушений, проведение профилактических мероприятий. Принимает меры по привлечению лиц к ответственности;

·      дает рекомендации по превентивным мерам. 

Как признать недействительным такое решение (ст. 128)?

Это возможно в случае грубого нарушения, такого, как:

·      отсутствие оснований для контрольно-надзорных мероприятий;

·      отсутствие согласования от прокуратуры, если оно было обязательным;

·      неуведомление, если уведомление было обязательным;

·      нарушение периодичности плана контрольно-надзорных мероприятий;

·      осуществление мероприятия, не включенного в план;

·      принятие решения с оценкой, основанного на положениях нормативных актов, которые необязательны;

·      привлечение к осуществлению контрольно-надзорных мероприятий лиц, участие которых невозможно в соответствии с законом;

·      нарушение сроков и периода проведения мероприятия;

·      совершение действий, не предусмотренных законом для конкретного мероприятия;

·      непредоставление контролируемому субъекту документа с итогами контрольно-надзорного мероприятия, если такое предоставление закреплено в законе.


234 0
Оставьте свой комментарий
*Имя *e-mail
 
Защита от автоматического заполнения
CAPTCHA
обновить изображение
Введите слово с картинки*: