Избавиться от проблемы "разрывов НДС"
Одной из важнейших сфер экономики является малый и средний бизнес. В малом предпринимательстве занята большая часть населения, что улучшает социальную обстановку и благотворно сказывается на развитии экономики в целом. Эти общеизвестные постулаты должны находиться в основе идейной составляющей любой государственной реформы в сфере администрирования общества, в первую очередь, в налоговом администрировании.
Последние годы российский бизнес испытывает непосильное давление со стороны налоговых органов, применяющих к предпринимателям различные меры налогового администрирования и контроля. В частности, только за 2019 год ФНС России было проведено 9 334 выездных налоговых проверки, по результатам которых в 96% случаях были выявлены нарушения и доначислено 212 млрд. рублей (без учёта штрафов) и это несмотря на то, что количественный показатель проведённых за 2019 год проверок в сравнении с 2018 и 2017 годами снизился почти в два раза. Проблема доначислений, в частности, связана с так называемыми «разрывами по НДС»: в цепочке плательщиков НДС один из них признается налоговым органом недобросовестным и, таким образом, конечный плательщик НДС – проверяемый добросовестный налогоплательщик вынуждается дважды уплачивать налог в бюджет.
В этой связи мы предлагаем следующее.
1. Изменить текущий порядок уплаты НДС - установить уплату данного налога банком продавца и за счет денег первого покупателя
1.1. Возложить обязанность по удержанию и перечислению в бюджет сумм НДС на банки.
1.2. Ввести понятие
«НДС производителя», установив ставку налога в соответствии с текущей общей ставкой в размере 20% и указав банкам уплачивать налог в бюджет на этапе получения производителем оплаты за товар, при этом при поступлении денег в банк продавца установить, что сначала происходит оплата НДС, и только потом зачисляются деньги на расчетный счет продавца.
1.3. Ввести понятие
«НДС посредника», установив ставку налога в размере 5% и указав банкам удерживать налог при каждой последующей перепродаже товара, при условии что по данному товару ранее оплачивался НДС производителя.
1.4. В случаях, когда товар от производителя был отгружен в адрес покупателя без оплаты (на реализацию, с отсрочкой платежа и так далее) и, соответственно, «НДС производителя», указанный в п.1.2, не был удержан и перечислен банком производителя в бюджет, «НДС производителя» должен быть оплачен банком покупателя на этапе поступления первых же средств на расчетный счет в банке покупателя.
1.5. Подключить банки к Единой информационной базе данных (ЕИБД) для предоставления возможности контроля уплат сумм НДС и обеспечить реализацию контроля за фактом и размером оплаты НДС с использованием технологии Блокчейн, позволяющей получать информацию о факте и размере оплаты НДС, без доступа к иным данным по совершенным хозяйственным сделкам.
С учётом действующей системы государственного администрирования и контроля, отдельные отрасли предпринимательства, в силу своей низкой рентабельности не способны полноценно существовать и тем более развиваться.Приведем в качестве примера сферу общественного питания и ресторанного бизнеса, которая особенно подвержена негативному влиянию несовершенства порядка уплаты НДС.
Во-первых, действуя в рамках общей системы налогообложения (ОСНО, ставка по НДС 20%), рестораторы несут экономически неоправданные расходы в связи с невозможностью принятия к вычету сумм НДС по сделкам со своими поставщиками, которые, как правило, являются сельскохозяйственными производителями, работающими по пониженным ставкам НДС - 10% и 0%. Эта одна из «налоговых гильотин» которая вынуждает отрасль общественного питания держаться в «тени», изыскивая различные схемы по дроблению бизнеса и агрессивной оптимизации налогообложения.
Во-вторых, необходимо отметить, что действующее законодательство устроено так, что при росте бизнеса и открытии нескольких торговых точек одним предпринимателем - он быстро лишается возможности применения упрощенной системы налогообложения, что тут же вгоняет предпринимателя в убытки. Это и ограничивает рост законного бизнеса и провоцирует предпринимателей на дробление бизнеса и открытие новых точек под формально не связанными юридическими лицами.
Приведем варианты решения этих проблем.
1. Отменить специальные системы налогообложения для производственной, торговой сферы и сферы услуг, и установить различные ставки НДС и налога на прибыль для различных отраслей
2. Определить перечень услуг, по которым могут уплачиваться налоги путем покупки патента или путем оплаты ЕСХН. Этот список должен носить не региональный характер, а федеральный.
Проработка идеи
Проблема
Проблема доначислений налогов, в частности, связана с так называемыми «разрывами по НДС»: в цепочке плательщиков НДС один из них признается налоговым органом недобросовестным и, таким образом, конечный плательщик НДС – проверяемый добросовестный налогоплательщик вынуждается дважды уплачивать налог в бюджет.
Польза
Избавление от проблемы "разрывов НДС" и доначисленний огромных сумм налогов.
Индикатор эффективности
Количество назначаемых выездных налоговых проверок и сумма доначислений налогов.
Решение
Внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации:
1) Внедрение новых понятий «НДС производителя» и «НДС посредника».
2) Отменить специальные системы налогообложения для производственной, торговой сферы и сферы услуг, и установить различные ставки НДС и налога на прибыль для различных отраслей
3) Определить перечень услуг, по которым могут уплачиваться налоги путем покупки патента или путем оплаты ЕСХН.
Ресурсы
Специалисты в области налогового законодательства
Презентация "Устранение проблемы разрывов НДС"
Проголосовать за инициативу для участия в форуме «Сильные идеи для нового времени»
1361
Распечатать
Оставьте свой комментарий