«Если научишься организовывать трех человек, то управишься и с тысячей» - фраза, произнесенная в фильме «Москва слезам не верит» героиней Веры Алентовой. Но как? Как организовать даже трех человек так, чтобы в конечном счете это выражалось в успехе всей компании?
Деятельность руководителя сложно переоценить. От того, какой стиль управления выберет руководитель, зависит очень многое: достижение целей компании, её развитие, взаимоотношения между сотрудниками, их увлеченность работой и т.д.
В настоящее время существует много разных стилей руководства, и часто руководитель не принимает какой-то из них сознательно, как бы говоря «вот этот вроде бы ничего, так и буду действовать». Нет. Чаще стиль управления исходит от личностных представлений о руководстве, характера управленца, его темперамента, полученных ранее знаний об управленческой деятельности и др. Рассмотрим кратко некоторые стили управления руководителя коллективом.
Авторитарный (диктаторский, директивный) стиль управления.
Конечно, это самый жесткий стиль. В компании руководителем устанавливаются рамки работы, выполнять которые должны все без исключений. Руководитель лично и строго следит за выполнением сотрудниками обязанностей. Если что-то не выполняется, принимаются немедленные административные меры. Все решения принимаются единолично руководителем, ничего не обсуждается.
Демократический стиль управления.
Руководитель здесь – высокопрофессиональный менеджер, педагог, психолог, производственник. При этом стиле приветствуются и устраиваются общие обсуждения текущих вопросов. Решения в итоге принимает сам руководитель, но эти решения понятны всем участникам обсуждения. И даже после того, как решение принимается, есть возможность внести корректировки, если поступит соответствующая инициатива. Контроль за выполнением обязанностей исходит не только от руководителя, но и от сотрудников.
Либерально-анархический стиль управления.
Именно в этот нейтральный стиль может перерасти демократический стиль, если за ним никто не следит, так сказать запускает. Руководитель в этом случае не имеет необходимых профессиональных навыков управления, не имеет уважения у подчиненных, да и не стремится к этому. Каждый в коллективе высказывает свое мнение, при этом игнорируя других. И даже если принимается какое-то решение, то члены коллектива редко его придерживаются. Контроль практически отсутствует.
Непоследовательный стиль управления.
Это стиль руководителей «прыгающих» с одного на другой стиль управления. То они устанавливают жесткие рамки и контроль за работой коллектива, то отпускают этот контроль настолько, что в компании начинается самый настоящий произвол. Иногда может начаться период демократии.
Ситуативный стиль управления.
Управление по ситуации. Руководитель подбирает такие стили и методы управления, которые необходимы сотруднику или группе сотрудников в настоящий момент. В идеале руководитель стремится подобрать такой коллектив, который будет находиться на одном уровне развития. Так, например, если это группа «новичков», то будет применен скорее авторитарный стиль, но до определенного момента – пока не станут заметны первые успехи. Далее вполне можно перейти к демократии. Здесь важно умение «лавировать» между разными стилями, в нужный момент выбирать нужный метод. Это главное отличие от непоследовательного стиля.
Последний стиль управления самый эффективный. В успешных компаниях используется именно он. Вообще в чистом виде тот же авторитарный, или демократический, или либеральный стиль встретить можно редко. Такие компании довольно «неустойчивы», мне кажется. Самый лучший руководитель тот, который «чувствует» коллектив, и это не обязательно всегда добрый, отзывчивый и улыбающийся человек!
Как считаете?
Распечатать
Оставьте свой комментарий