Перейти на Форум СМИ Rusbankrot.ru Гарант сделок / Медиация 10000+
Общественная приемная
Уплатить членские взносы

Лучший общероссийский юридический форум*. Профессиональные комментарии юристов по ликвидации и банкротству, надежные исполнители. Для юридических компаний поток новых клиентов на форуме юристов. Свободная регистрация для всех заинтересованных лиц. 

*По мнению экспертов и клиентов по состоянию на 11.03.2019


Страницы: 1 2 След.
Государство заглянет в твой кошелек
 
Народ отжигает на склянках.ру

Откуда у вас деньги на машину? На учебу сына? В правительстве хотят получить право задавать россиянам такие вопросы, чтобы вывести на свет все теневые доходы и убедить граждан заплатить налоги.

Возможность всеобщего контроля над расходами россиян стала одной из главных новостей лета. Замдиректора департамента инвестиционной политики Минэкономразвития Бэлла Панина заявила, что в министерстве рассматривают введение системного контроля как доходов, так и расходов граждан для борьбы с теневой экономикой. И хотя потом МЭР опровергло слова служащей, осадок остался.

Во-первых, известно, что в правительстве уже несколько лет обсуждают возможности усилить налоговый контроль. А во-вторых, мониторинг расходов — это реально существующая инициатива: с таким предложением выступили некоторые российские регионы, жалующиеся на нехватку денег в местных бюджетах. Насколько реально введение контроля над расходами всех россиян, возможно ли это технически, чем это грозит гражданам и, главное, поможет ли это борьбе с теневой экономикой? Банки.ру собрал дюжину фактов о контроле над расходами граждан.

Факт 1. Идея появилась не вчера

Три года назад Минфин и ФНС уже заявляли о необходимости ввести контроль над крупными покупками, чтобы выявить «серые» зарплаты. Обсуждение свелось на нет: чиновники так и не поняли, как реализовывать идею на практике.

В прошлом году Федеральная налоговая служба запросила у Минфина право получать у банков информацию о счетах россиян для «совершенствования работы по выявлению и пресечению незаконной предпринимательской деятельности». Министерство финансов отказало.

Кроме того, неоднократно обсуждались инициативы по ограничению расчетов наличными между физлицами и юрлицами, а также возможность снизить размер НДС при безналичной оплате. Идеи также остались на стадии обсуждения — не было необходимой инфраструктуры.

Факт 2. Потери бюджета из-за теневой экономики огромны

15 млн россиян работают «в серую», из-за чего бюджет ежегодно теряет 2,3 трлн рублей неуплаченных налогов, заявила весной вице-премьер Татьяна Голикова. Всемирный банк в своем последнем докладе о России называет потери бюджета в 2,3% ВВП, учитывая размер ВВП за 2018 год, это составляет примерно ту же сумму — 2,4 трлн рублей.

Размер теневого сектора достигает 20% ВВП, считает Федеральная служба по финансовому мониторингу, а по данным МВФ, в «тени» находится треть российской экономики. По оценке Бэллы Паниной, потери бюджета в прошлом году составили 4 млрд рублей.

И это официальные цифры. Оценки экспертов более пессимистичны: совокупные потери бюджета и внебюджетных фондов могут достигать 6,5 трлн рублей в год.

«Первый шаг к выявлению теневого дохода – контроль соотношения доходов и расходов», — заявила Панина. Поэтому хотя вопрос и «трепетный», надо его решать, уверена чиновница.

Факт 3. Контроль расходов уже был, есть... и будет?

Впервые контроль над расходами был введен в новой России еще в 1990-е годы. Существовала специальная декларация, с помощью которой россияне были обязаны сообщать о покупке недвижимости, автомобилей, акций и долей в компаниях и даже золота в слитках. Но борьбе с «тенью» это не помогло: налоговики не могли определить источник денег. На вопрос, откуда деньги на покупки, самым распространенным ответом было: «Накопил». Доказать обратное у налоговиков не было возможности, и контроль сошел на нет. Тем не менее вплоть до 2003 года в Налоговом кодексе были статьи, в соответствии с которыми налоговики могли контролировать расходы россиян.

Практика подачи деклараций о расходах в России продолжается и сейчас, правда, не для всех. «Согласно ФЗ № 303 от 3 ноября 2015 года, декларировать свои расходы должны чиновники и депутаты», — говорит ведущий аналитик QBF Олег Богданов.

Есть и другой закон. «В соответствии с ФЗ № 273 «О противодействии коррупции», декларации о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера обязаны предоставлять государственные и муниципальные служащие, руководители органов публичной власти высшего звена, депутаты и так далее, а также их супруги и несовершеннолетние дети, — говорит профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора Института государственной службы и управления РАНХиГС Людмила Пронина. — Причем контролируются не просто расходы, а соответствие расходов доходам вышеназванных лиц».

Эффективность этих законов соответствует русской пословице «Закон что дышло, как повернешь, так и вышло» и напоминает «русскую рулетку».

Опыт Китая: расстрелы и роскошь
Самый яркий пример контроля расходов — Китай. В этой стране все госслужащие ежегодно предоставляют информацию о расходах и доходах своих и родственников. Введение этой меры резко снизило уровень коррупции в стране. Почему? «Видимо, в сочетании с другими мерами, например расстрелом, декларирование расходов в Китае дает больший эффект, чем в других странах», — объясняет Олег Богданов. Но есть и другой любопытный эффект. «В Китае есть традиция: если ты помог человеку, то он должен тебя отблагодарить, — говорит руководитель управления регионального развития ИФК «Солид» Алексей Клочко. — Эти подарки, помноженные на большое число населения, составляют существенную часть экономики. В качестве подарков часто приобретались предметы класса люкс. Си Цзиньпин провозгласил борьбу с коррупцией, и после нескольких громких дел люди стали осторожничать и не афишировать подарки или вообще не тратиться на них. В итоге часть реальной видимой экономики пострадала».



Факт 4. Скрывают налоги не только чиновники, но и целые госструктуры

Левые доходы могут быть не только у отдельных чиновников и госслужащих всех мастей, но и у целых государственных организаций. Например, у Федерального агентства по управлению государственным имуществом: в середине июня Счетная палата сообщила, что в Росимуществе не знают, сколько земель находится в их распоряжении, сколько из них сдается и какие доходы это приносит бюджету.

«Счетная палата проанализировала деятельность Росимущества и обнаружила многочисленные нарушения в работе при сдаче в аренду госземель, — говорит Людмила Пронина. — Российский бюджет недополучает от аренды государственных земель почти 440 миллиардов рублей в год, сообщили аудиторы Счетной палаты. А ведь ради такой же суммы власти решились провести крайне непопулярное повышение пенсионного возраста».

«Бюджет недополучает от аренды государственных земель почти 440 млрд рублей в год. Именно из-за такой же суммы власти решились повысить пенсионный возраст».

Факт 5. Толку от нынешнего закона мало

Что можно позволить себе на зарплату в 46 тыс. рублей в месяц, если у тебя двое детей (дочь-студентка и сын-школьник), а жена не работает? Замглавы управления Росрезерва по Сибирскому федеральному округу Илгиз Гарифуллин позволил себе две квартиры в элитных новостройках, 300-метровый таунхаус, наличные сбережения на сумму 29 млн рублей, 300 тыс. долларов и 300 тыс. евро, арсенал охотничьих ружей, коллекцию часов, свыше десяти автомобилей, включая Porsche Panamera GTS. Гарифуллин утверждает, что не брал взятки, но в Заельцовском райсуде Новосибирска решили иначе и в январе этого года приговорили чиновника к 13 годам колонии строгого режима, штрафу в 100 млн рублей и конфисковали все имущество в пользу государства.

Возможность конфискации имущества появилась у Генпрокуратуры в 2013 году, с тех пор было изъято «нажитого непосильным трудом» на 11 млрд рублей. С каждым годом растет число чиновников, которых увольняют, поймав на несоответствии доходов и расходов. В 2016 году по этой причине лишилось работы около 400 человек, в 2017-м – 1,2 тыс., в 2018-м — 1,3 тыс. человек. Но очевидно, что все это капля в море, ведь декларацию ежегодно подают около 1,6 млн госслужащих.

Чтобы избежать лишнего внимания, чиновники массово разводятся, «оставляя» женам львиную часть состояния, у кого-то внезапно богатеют мамы-пенсионерки или тещи, в общем, формально закон есть, но работает он, вероятно, избирательно. «Стоит все же отметить, что сейчас ситуация в этой сфере улучшается, так как становится все эффективнее автоматический обмен налоговой информацией, позволяющий получать сведения об операциях и по зарубежным счетам», — считает президент Ассоциации социальных предпринимателей Роман Алехин.

Впрочем, идея регионов немного в другом — наладить контроль над всеми гражданами страны. С миру по нитке, как говорится. Но насколько это возможно технически, есть ли в этом экономический смысл и нельзя ли как-то без этого обойтись?

Опыт Италии: запреты и инновации
«15% граждан занижают доходы в декларации, было подсчитано, что если бы все итальянцы платили налоги честно, государственный долг был бы погашен уже через 18 лет», — говорит президент холдинга Mikro Kapital Винченцо Трани. Как решает страна проблему хитроумности своих граждан? Вначале попробовали прибегнуть к жестким мерам. Например, ввели максимальный лимит на операции с наличными в 900 евро. Реакцией стало резкое падение покупок, в основном со стороны иностранных туристов. Пришлось искать другие пути. «Лучший инструмент для решения проблемы теневой экономики — это, в первую очередь, автоматизация всех процессов контроля и расчетов, что делает все операции прозрачными и упрощает процесс отчетности, — говорит Трани. — С 2017 года была введена система автоматического сбора данных о расходах и доходах граждан. Система сама рассчитывает суммы, потраченные на недвижимость, ипотеку, здравоохранение и другие виды расходов, что помогает гражданам в декларировании доходов и расходов. Учет расходов позволяет сократить налоговую нагрузку с помощью вычетов». В итоге под индивидуальный контроль попадают только те граждане, чьи декларации вызывают сомнение из-за несоответствия цифр по расходам и доходам в различных базах данных.



Факт 6. Все будет возможно уже в ближайшем будущем

«Если говорить о приобретении имущества, права собственности на которое возникает в момент внесения сведений в государственный реестр (недвижимость, транспортное средство), то в таком случае контроль может быть организован уже в настоящий момент посредством информирования налоговых органов о соответствующих расходных операциях налогоплательщика», — говорит ведущий юрист юридической фирмы «Клифф» Евгений Мандрашов.

Действительно, при постановке автомобиля на учет ГИБДД сообщает информацию налоговикам: передает все данные для транспортного налога, о покупке недвижимости налоговики узнают от Росреестра. Но этого недостаточно.

«Большая часть операций технически никак не регистрируется: товары так называемых люксовых категорий, предметы роскоши, работы и услуги, оказываемые в отношении уже имеющегося имущества (например, дорогостоящий ремонт или улучшение уже имеющейся недвижимости, строительство бассейна и прочее, — говорит Мандрашов. — Из-за этого организовать сплошной контроль над расходными операциями и декларированием всеми категориями налогоплательщиков представляется маловероятным в ближайшей перспективе».

Но все эти трудности — вопрос времени. Развитие безналичных платежей, совершенствование IT-платформ, онлайн-кассы, обмен информацией между ФНС и ФТС России, включение в систему «маркировки» все большего количества товаров, информация об операциях от российских банков, налоговых органов зарубежных стран и отдельно – от стран – участниц СНГ – все это постепенно сделает контроль все более масштабным.

Факт 7. Налоговикам помогут банки

«Немалую, если не главную, роль будут играть банки, ведь именно они знают все приходы и расходы клиентов, — говорит директор офиса продаж «БКС Брокер» Вячеслав Абрамов. —Безусловно, они могут оказать поддержку в этом вопросе. Ведь сейчас применяются практики, когда в случае необходимости физлицу могут заблокировать счета в случае неуплаты штрафов и по решению суда списать задолженности».

В какой-то степени сотрудничество с банками может быть даже удобно. «Сегодня большинство граждан не занимается самостоятельным оформлением налоговой отчетности, поэтому введение обязанности декларировать расходы может вызвать трудности, — говорит президент Ассоциации социальных предпринимателей Роман Алехин. — Cамо по себе «декларирование расходов» звучит скорее негативно, так как ассоциируется с лишними и непонятными действиями для граждан. В то же время сейчас достаточно технологий, позволяющих учитывать расходы. Так, можно выгружать данные с банковских приложений – сейчас многие ведут учет своих расходов по карте именно с помощью мобильного банка».

Факт 8. Тени не исчезают даже в полдень

Отслеживать покупки можно только при оплате картами, и есть немало тех, кто не готов полностью отказаться от наличности. В частности, в переменах не заинтересованы продавцы автомобилей. Нередко в автосалонах при оплате картой начисляют дополнительную комиссию.

Кроме того, хотя покупка недвижимости или автомобиля проходит через соответствующие реестры и регистрируется, доказать, какая именно сумма была уплачена за покупку, невозможно. Довольно распространена ситуация, когда официальная цена занижается.

Еще один вариант: оформлять покупки на третьих лиц, имеющих легальные доходы, или вместо договора купли-продажи оформлять дарственную. «Кому надо, сделки спрячет без проблем, — уверен начальник управления аналитики и стратегического маркетинга Промсвязьбанка Николай Кащеев. — Можно закручивать гайки сколько угодно, но люди занимались каким-то «бизнесом» даже в 1930-е годы».

Допустим, что-то останется в тени навсегда, но очевидно, что можно «засветить» существенную часть доходов и повысить тем самым собираемость налогов. Только вот нужно ли это делать?

Факт 9. Контроль над расходами вторичен

«Европейский банк не будет проводить платеж за дом, пока вы не предоставите документы о том, как вы заработали условный миллион евро. Если вы получили деньги от продажи предыдущей недвижимости, то вас попросят предоставить документальное подтверждение дохода, который позволил ранее эту недвижимость купить», — рассказывает глава люксембургского офиса консалтинговой компании KRK Group Никита Рябинин.

По сути, это косвенный контроль над расходами. В него вовлечены нотариусы и юридические фирмы, которые должны проверять источник происхождения средств при любой крупной финансовой трансакции.

Самые низкие показатели теневого сектора экономики именно в тех странах, где контроль за доходами и расходами граждан занимает большое место, обращает внимание Вячеслав Абрамов. Это США, Япония и Китай. Но это вовсе не служит аргументом для введения аналогичного контроля и в России. «Если эти страны параллельно с проведением реформ по всеобщему декларированию или реализацией мер по контролю над расходами улучшали внутренний инвестиционный климат, они получили положительный эффект, — говорит аналитик управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Александр Осин. — Но роль контроля над расходами или доходами сама по себе вторична».

Опыт США: патриотизм и тотальные декларации
«Классический пример всеобщего декларирования доходов и расходов — налоговая система США, — поясняет Евгений Мандрашов. — Декларации обязаны подавать почти все американцы. За исключением разве что бездомных и других категорий малообеспеченных граждан. В США декларацию подают все, кто относится к категории «налоговый резидент». Это прежде всего работающие граждане США, обладатели рабочей визы, а также лица, получающие нетрудовые доходы (алименты, дивиденды, ренту, авторские отчисления)». Но и между ежегодными заполнениями деклараций траты американцев не пропадают из поля зрения налоговиков. «В США Office of the Comptroller of the Currency (Управление по контролю денежного обращения) может «взять на карандаш» и при трансакциях в 5 000 долларов», — говорит Олег Богданов. Налоговый контроль в США регулируется несколькими законами, перечисляет Людмила Пронина из РАНХиГС. Закон о банковской тайне (1970 год) дает государству возможность контроля операций по любым банковским счетам. С его помощью государство борется с отмыванием денег и использованием секретных счетов, создает «бумажный след» для возможных расследований операций с крупной суммой наличности. Закон о контроле над отмыванием денег придает этому преступлению статус федерального уголовного. Закон «Патриот США» предоставляет беспрецедентные полномочия спецслужбам по сбору необходимой им информации, в том числе по прослушиванию телефонных переговоров и контролю электронной почты. «На практике принудительные меры взыскания задолженности (удержание имущества, арест банковского счета, удержание из зарплаты до 10% и тому подобное) не применяются, пока не будут исчерпаны все возможности обсудить с налогоплательщиком (по почте, телефону, при собеседовании) варианты добровольного внесения причитающихся с него сумм», — говорит Людмила Пронина.



Факт 10. Даже теневые расходы работают на экономику

Финансовые власти нашли не лучший момент для борьбы с теневым сектором экномики. Ведь помимо очевидной проблемы в виде неуплаченных в бюджет налогов «серый» бизнес предлагает и важное решение.

Когда мы говорим о самозанятых, индивидуальных предпринимателях, малом и среднем бизнесе, надо иметь в виду, что полученные доходы редко идут на покупку предметов роскоши или выводятся из страны на счета зарубежных банков. Учитывая, что доходы в стране падают шестой год назад, можно смело предположить, что зарплаты «в конвертах» моментально уходят в легальный сектор экономики в виде потребительских расходов. «Контроль за расходами граждан, относящихся к среднему классу и к малоимущим, которые живут от зарплаты до зарплаты или даже получают пособия по бедности, не имеет смысла, — считает Людмила Пронина. — В целом увеличение расходов граждан стимулирует потребление, а значит, рост экономики».

Было бы полезно, если бы в МЭР задумались не о контроле расходов, а о том, как устранить причины, которые загоняют обычных людей «в тень». «Сложность официального ведения бизнеса или большая налоговая нагрузка такова, что ставит под сомнение целесообразность деятельности вне «тени», — подсказывает ответ руководитель управления регионального развития ИФК «Солид» Алексей Клочко. «Невозможно выйти на свет, если свет сжигает», — говорит Николай Кащеев.

(Почти) факт 11. Контролю над расходами — быть

Пока перспектива всеобщего контроля над расходами неясна. Замдиректора департамента МЭР озвучила намерение властей, но не сообщила никаких деталей: каков порог расходов, подпадающих под декларирование, будут ли проводиться проверки в случае подарков на крупную сумму и пр.

Системы контроля расходов россиян не будут введены завтра, но если правительство о них заговорило, то вскоре может появиться очередной законопроект, считает Вячеслав Абрамов.

«Вопрос экономического роста не стоит на повестке дня, так что налоговый пресс может нарастать и далее», — рассуждает Николай Кащеев.

Факт 12. Контролировать — так по-крупному

Борьбу с неуплатой налогов следует начинать с тех, кто получает нелегальные доходы в особо крупных размерах, считают эксперты.

«У государства есть все механизмы для того, чтобы максимально усложнить жизнь коррупционерам, перекрыв доступ к возможности покупать недвижимость, автомобили, драгоценные изделия, предметы искусства, обязав делать все платежи с определенной суммы в безналичной форме, а банкам — проверять происхождение средств и подтверждать уплату налогов по этим средствам, — говорит Никита Рябинин. — Но для этого нужна политическая воля, ведь эта борьба в первую очередь ударит по интересам коррупционеров».

Антикризисный банкинг. Любые вопросы про деньги.
 
Пошел за попкорном. Считаю тему популистской, ибо читаем пункт 12. Но  сам факт возникновения дискуссии уже радует.
Антикризисный банкинг. Любые вопросы про деньги.
 
чиновникам видимо на "золотые унитазы" денег не хватает, вот и ищут, где ещё урвать!
 
ЮристкА, парадокс в том, что инициатива в первую очередь по чиновникам и ударит)) у рядовых граждан сверхдоходов нет и бизнесов, записанных на внучатых племянников тоже)
Антикризисный банкинг. Любые вопросы про деньги.
 
Не так давно проскакивала информация о том, что даже обычных/рядовых россиян начали чуть ли не массово вызывать на допросы в налоговую. Причина в дорогостоящих покупках - авто, недвижимость и т.п. Гражданину предлагается пояснить, откуда он взял денежные средства при своем маленьком официальном доходе. Если недавний покупатель "роскоши" не может привести достойных аргументов в свою защиту, то его попросят заполнить декларацию по НДФЛ и заплатить 13 % от стоимости покупки.
Такие проверки крупных расходов физлиц проводились и прежде, но столь массовый характер (судя по историям из соцсетей) они носят впервые.
Живу в своем мире, на своей волне и по своим правилам
 
Цитата
Bonya написал:
Если недавний покупатель "роскоши" не может привести достойных аргументов в свою защиту, то его попросят заполнить декларацию по НДФЛ и заплатить 13 % от стоимости покупки.
Ну, если не может привести, то 13% за индульгенцию не так уж и много.
Создание, продажа и экспертиза уставов. Открытие ООО. Изменения в устав и в ЕГРЮЛ
 
almira, согласна. Ещё альтернативу могут предложить - стать самозанятым)
Живу в своем мире, на своей волне и по своим правилам
 
almira, 13% конечно не много. Но закрадываются смутные подозрения, что брать их будут не с миллиардеров теневых, а с "пограничников" типа нас с Вами.
Антикризисный банкинг. Любые вопросы про деньги.
 
Цитата
Leon33 написал:
almira, 13% конечно не много. Но закрадываются смутные подозрения, что брать их будут не с миллиардеров теневых, а с "пограничников" типа нас с Вами.
По простым людям ударит сильнее, чем по чиновникам. Если работодателей заставят выходить из тени, то часть своих расходов на налоги они переложат на сотрудника... Особенно больно это будет в регионах, где зарплаты и так не большие.
Вопросов всегда больше, чем ответов
 
11 пункт я думаю все-таки факт  :)  Просто об этом не говорят вслух)
Вопросов всегда больше, чем ответов
Страницы: 1 2 След.
Сейчас на форуме (гостей: 1)
Поделиться в соцсетях: